На дом не выезжаем! Занятия только в нашем логопедическом кабинете!

Логопед для взрослого человека может понадобиться при нарушениях речи, вызванных либо болезнью (инсульт, грипп, фарингит), либо травмами, либо дефектами, не устраненными в детском возрасте.

После инсульта  логопед  в нашей Студии Букварик — это один из самых важных людей, помогающих пациенту скорее вернуться в строй.

Приглашаем родственников вместе с пациентом на первичное обследование-консультацию, с последующим составлением плана совместных действий и работы.

График Ваших посещений  Студии Букварик будет подбираться ИНДИВИДУАЛЬНО.

Услуги логопеда при инсульте

Такое тяжелейшее и, к сожалению, часто встречающееся заболевание, как инсульт, нередко сопровождается нарушением речи и тогда возникает необходимость в услугах логопедов для взрослого. 

В наши дни инсульт значительно помолодел. Все больше он затрагивает людей трудоспособного возраста, которым при проведении медикаментозного лечения необходимо восстановление речи для возвращения и к трудовой, и повседневной деятельности. Да и пожилому человеку очень важно сохранить свою речевую активность в домашних условиях, чтобы изъясняться с окружающими и быть правильно понятым ими.

Занятия с логопедом, начатые сразу же после случившегося нарушения мозгового кровообращения, гарантируют наибольшую эффективность восстановления всех речевых функций.

Важно также понимать, что восстановление речи после инсульта обычно происходит наиболее медленно, если сравнивать его с процессом восстановления двигательных или иных функций. Более того, восстановление речи, к сожалению, далеко не всегда оказывается полным, по крайней мере в первый год реабилитационного периода после перенесенного инсульта.

А дело здесь в том, что при полной сохранности сугубо физических параметров и функций так называемого речевого аппарата (ведь гортань, губы, а также небо и язык остаются физиологически нормальными после инсульт-патологии) у пострадавшего происходит существенное расстройство специфических речевых отделов, располагающихся в головном мозге и пострадавших после кровоизлияния в мозг.

Что такое афазия и каковы ее основные формы?

Для того, чтобы точно понять, как восстановить речь у пострадавшего после инсульта желательно разобраться в механизме развития афазий. Итак, как вы вероятно поняли, в медицинской среде те или иные нарушения речи, связанные (или не связанные) с состоянием инсульта называются афазией. Иными словами, афазия в той или иной ее форме – это всегда системное поражение речевой деятельности, в результате определенного поражения коры головного мозга.

Сами медики различают несколько основных видов афазии, возникающей после мозгового удара, которые мы представим в виде таблицы:

Вид нарушения речи Характеристика вида
Моторная афазия Состояние представляет собой патологию, при которой у пострадавшего сохраняется способность к пониманию чужой речи, но возникают реальные трудности с произношением звуков или же слов. К сожалению, самые тяжелые формы моторной афазии могут характеризоваться даже полным отсутствием речи, а также крайне сложным ее восстановлением либо не полным восстановлением
Сенсорная афазия Такое патологическое состояние, для которого характерны явные нарушения в понимании чужой речи при полном сохранении слуха либо способностей к обычному самостоятельному разговору. Такие пациенты часто могут выражать свои мысли невероятно многословно, при том, что речь этих больных оказывается насыщенной бессмысленностями
Смысловая афазия Данное состояние после инсульта чаще встречается одновременно с амнестическими проблемами, когда больные попросту забывают значение слов, качества отдельных предметов и пр
Тотальная афазия Патология, которая может быть охарактеризована полным отсутствием как физиологически нормального звукопроизношения, так и всякого понимания происходящего

Как логопед может помочь пострадавшим с афазией?

Сразу следует заметить, что по мнению профессиональных специалистов (врач, логопед), первые полгода (ну или максимум один год) после развития афазии, связанной с состоянием инсульта могут считаться наиболее плодотворными в смысле восстановления речи. Но, это вовсе не означает, что в этот период речь восстанавливается самостоятельно, как правило, для восстановления речи пациентам приходится прилагать существенные усилия. Речь идет, прежде всего:

  • О необходимости проводить регулярные логопедические занятия, когда врач, логопед подбирает строго индивидуальный комплекс упражнений, позволяющий быстрее восстановить утраченные навыки.
  • О необходимости самостоятельного выполнения упражнений, которые пациенту подберет логопед.
  • О необходимости выяснения у невролога и четкого понимания того, какая именно форма афазии возникла в конкретном случае. Хотя, медики считают, что окончательную форму афазии способен определить только опытный логопед после осмотра и общения с пострадавшим пациентом.

Чтобы восстановление речи прошло максимально быстро желательно, чтобы на первых порах логопед занимался со своим пациентом в присутствии родственников (людей ухаживающих за пострадавшим), поскольку это позволяет родственникам запомнить необходимые логопедические занятия (упражнения) и, затем, организовать их выполнение уже вернувшись в свой дом.

При некотором снижении степени тяжести проявлений афазии, при появлении положительной динамики, можно существенно снижать частоту общения со специалистом, раз в две недели для контроля состояния и возможной коррекции выполняемых упражнений, но при этом логопедические занятия, несомненно, должны выполняться ежедневно.

Чтобы суметь максимально быстро восстановить утраченную при инсульт-патологии речевую функцию совершенно недостаточно обеспечить больному лишь занятия со специалистом.  Оказывается, восстановить желаемую речевую функцию можно лишь с одновременной (обязательно адекватной и строго контролируемой) медикаментозной поддержкой, обуславливающей применение лекарственных средств, способствующих улучшению кровоснабжения пораженных отделов мозга.

Кроме того, занятия с логопедом должны совмещаться с техниками специализированного массажа шейного отдела позвоночника, с мощной физиотерапией и электростимуляцией.

Конкретные упражнения, которые используют специалисты для возвращения речи

Поскольку вопросы относительно того, как восстановить речевую функцию у пострадавших от инсульта имеют достаточно специфические ответы, (когда ответ зависит от степени тяжести конкретного пациента, формы и обширности его недуга), мы посчитали возможным привести далее лишь обобщенные рекомендации относительно конкретных логопедических упражнений, которые могут подойти абсолютно всем.

Если рассматривать описываемую проблему детально, можно выделить целый комплекс логопедических упражнений, выполнение которых заключается в многократном (практически доводимом до автоматизма) произношении с пациентом простейших звуков либо звуков.

Реабилитация в данном случае, должна вестись от наиболее легких задач, постепенно передвигаясь, к более трудным. К примеру, в начале речевая реабилитация должна заключаться лишь в первичном растормаживании речевой функции на основе ранее сложившихся речевых стереотипов. Ведь весь процесс восстановления должен проходить таким образом, чтобы это не стесняло самого пострадавшего от инсульт-патологии и не затрудняло, тем самым, его восстановление.

Упражнения для возвращения общения

И еще один важным момент, желательно чтобы тренировки с логопедом, осуществлялись с применением тех или иных элементов музыкотерапии, поскольку именно эта методика обычно дает наиболее стойкие позитивные результаты у самых ранимых больных, перенесших инсульт. К примеру, если пациенту затруднительно закончить некое предложение, начатое врачом, можно предложить такому больному прослушать его либо просто спеть (первично промычать) любимые песни.

Среди подходящих абсолютно всем больным, перенесшим любую форму инсульт-патологии, назначают комплекс универсальных логопедических упражнений, которые стандартно рекомендуется выполнять не менее, чем по десять раз, принято называть следующие:

  • Упражнение «Лошадка», когда пострадавшему от инсульт-патологии предлагается активно цокать языком, изображая цоканье копыт лошади.
  • Упражнение «Змеиное жало», когда больной должен стараться до предела высунуть язык, произнося шипящие звуки.
  • Упражнение «Забор», когда пациенту предлагается показать передние зубы, как бы немного оскаливаясь.
  • Упражнения «Широкая улыбка и смех» – считается заданием, не требующим пояснений и прекрасно поднимающим настроение.
  • Упражнение «Трубочка», когда больной должен постараться свернуть кончик своего языка в трубочку и даже немного подуть в нее.
  • Упражнение «Поцелуй», когда занимающемуся рекомендуется стараться чмокать максимально громко, насколько это получается.

Несомненно, это далеко не все упражнения, которые больному сможет назначить специалист и подобные занятия могут быть существенно расширены в зависимости от состояния конкретного пострадавшего. В любом случае, подобные универсальные упражнения можно выполнять как можно больше в течение дня и чередовать практически в любой из последовательностей.

 

Мы в соцсетях

О Студии Букварик

Развитие и формирование личности – это важный, требующий постоянного внимания процесс.

Адрес филиала: г. Волгоград, ул. генерала Штеменко, д. 36; цокольный этаж, вход с торца дома со стороны ул. Штеменко
Адрес филиала: г. Волгоград, ул. Германа Титова, д. 40А (Дом Быта, 2 этаж, направо)
Адрес филиала: г. Волгоград, Баррикадная, д. 1д - 306 кабинет; 3 этаж
Адрес филиала: г. Волгоград, Дзержинского площадь, д. 1/1 - 308 офис; 3 этаж; ОЦ Столия

Телефон: +7 (917) 841-79-91

Top